среда, 30 марта 2011 г.

Булгарин и студенты

Живешь как в лесу, а между тем, оказывается, Малле Салупере 17 февраля исполнилось 80 лет. На фото она моложе. Прекрасный человек. Между прочим, автор замечательного путеводителя по Тарту, - и как говорили знающие люди, способные оценить точнее меня грешного, толкового и вообще едва ли не первого и единственного (Малле Густавовна с милой стеснительной гордостью перечисляла при каких-то наших счастливых встречах, на какие языки уже переведен и еще будет переводиться). И, конечно, заслуженный булгариновед.
Так вот в своей еще одной статье, очень обстоятельной, Малле Салупере пишет, что славный наш Тадеуш Булгарин иногда сдавал квартиры студентам Дерптского университета и вот как-то жили у него в 1829 году два брата Прокофьевых и Самойлов из Петербурга. После возвращения с каникул Булгарин предложил им подписать правила из 9 пунктов. Первый пункт: "Собак г. студентам не держать". Ну, не держать так не держать, не больно и хотелось. Но пункт 2 смутил студентов: "Не стрелять ни в комнатах, ни во дворе, ни в цель в забор, в сарае, в гумне, в саду. Кто хочет стрелять, может идти в лес". А пункт 3 заставил задуматься о правильности выбора студенческого пути: "По ночам не отлучаться, ибо в 11 1/2 все двери в доме запираются, и честные люди спят или работают". Там дальше речь шла об эстетичности поз ("Через окна не лазить, ибо со стороны это видеть неприятно") и о мерах против курения. Студенты обиделись, взбунтовались и ушли на другую квартиру. Их нравы, как говорится.
Малле Салупере. Ф. В. Булгарин в Лифляндии и Эстляндии. Русские в Эстонии на пороге XXI века: Прошлое, настоящее, будущее. Сборник статей. Составители В. Бойков, Н. Бассель. Таллинн: Русский исследовательский центр в Эстонии, 2000. С. 148.

вторник, 22 марта 2011 г.

Интимная филология

Должно быть, немало филологических работ, в которых при некоторой сноровке и необходимых сведениях можно обнаружить нечто большее, чем плоды праздного любопытства или неизвестно чем мотивированного академического интереса. Могу признаться, что изредка, в некоторых сочинениях, доходил до опасных откровенностей, до своих собственных, личных страхов, притязаний и убеждений, сам себе доказывая и объясняя какие-то экзистенциально существенные вещи. Помстилось что-то похожее со статьей А. И. Федуты про «Слона и Моську» в литературе сталинской поры. Когда лет пять тому назад в педуниверситете слушал ее как доклад, то он не показался особенно глубоким и интересным, напомнил легковесные постмодернистские доклады с случайными сопоставлениями, узкой экземплификационной базой из тоже случайных текстов, – может, думал, так оно и было задумано, на грани пародии, доклад был с посвящением памяти понятия «Интертекстуальность» (кто не падал под столы на заседаниях, кто не ржал в кулуарах, с Федутой или без него, от докладов прозелитов про это самое понятие, открытое, мол, Кристевой?! или, не дайбо, внезапно появившееся у постмодернистов ну вот буквально позавчера?!). Перечитывая на днях по известной надобности, опознал признаки интимной филологии в последних абзацах. Там речь идет о том, что резонерша Шавка «шавит» по здравому смыслу: не стоит облаивать столь огромного зверя, нужно отступить, смириться с избранным Слоном-Левиафаном курсом, а нынешние российские телевизионные публицисты вроде Михаила Леонтьева идут еще дальше:
Согласно им, лаять нужно не на Слона, а на тех, кто противостоит ему, кто не согласен с ним и высказывает собственное, отличное от слоновьего, мнение. Они исходят из главного постулата: народ (составляющий, согласно Гоббсу, тело государства-Левиафана) определился в выборе своего курса, а народ ошибаться не может — во всяком случае, меньшинство не имеет права навязывать свою позицию большинству, и даже высказывать свою позицию. Меньшинство, мыслящее иначе, желающее иного, должно безоговорочно подчиниться и умолкнуть.
Кто бы сомневался, что здесь мы имеем дело с проекцией своей собственной ситуации в лукашистской Беларуси, и отчаянной попыткой убедить самого себя хотя бы надеждой на отложенный, отодвинутый в глубь исторической перспективы успех:
Напомним лишь, что в 1968 году те немногие, кто вышел на площадь протестовать против ввода советских войск в Чехию также казались Моськами, противостоящими Слону. Как и генерал Петр Григоренко, как и Александр Солженицын. Напомним, что маленькие балтийские республики в 1989–1991 гг., отстаивавшие на съезде народных депутатов СССР свое право на суверенитет и независимость, также казались ничтожными собачонками, мешающими движению Левиафана.
Но именно этот исторический опыт доказывает: то, что кажется волей народа, не всегда является таковой, и Левиафан рассыпается, не будучи в состоянии подавить естественные порывы различных индивидуумов и удержать их на месте. Исторически побеждает Моська, а вовсе не безгласный и бездушный Слон и добровольно обслуживающая его Шавка.
Федута А. И. Письма прошедшего времени. Материалы к истории литературы и литературного быта Российской империи. Минск: Лимариус, 2009. С. 239–240.

среда, 16 марта 2011 г.

Sennheiser II

Святой Исидор, покровитель датабаз и интернетов, внял моим намекам и вчера привел меня грешного из того большого дома, где мне дали новую красную книжечку с невнятными видами на 32 страницах, прямо в такую лавочку Milgreta, где этих Sennheiserов, больших и маленьких, с проводами и без, полная витрина. А то ветер свистит в ушах. А так в ушах будет гудеть You Got Me Rocking, лирические куплеты тех, кому за пятьдесят, для тех, кому за пятьдесят – I was a surgeon ’till I start to shake и прочая
The lyrics can be interpreted as an answer to the Rolling Stones critics, who often deride the band for their advancing age.*

Vilnam sinuosis