четверг, 5 августа 2010 г.

Новое прочтение Вильнюса

Naujasis Vilnaus perskaitymas
Между тем, как сообщил коллега Григорий Поташенко, уже в Издательстве Вильнюсского университета вышла книга "Naujasis Vilniaus perskaitymas: didieji Lietuvos istoriniai pasakojimai ir daugiakultūrinis miesto paveldas" («Новое прочтение Вильнюса: большие исторические дискурсы Литвы и многокультурное наследие города»), помеченная прошлым годом, но вышла реально этим летом (это уже не первый случай на моей памяти, взять тот же последний выпуск "Slavistica Vilnensis"; в былые времена издатели, наоборот, книги следующим годом помечали, чтоб они поновее выглядели). Библиографические данные для ценителей оных:  Naujasis Vilnaus perskaitymas: didieji Lietuvos istoriniai pasakojimai ir daugiakultūrinis miesto paveldas. Redakcinė kolegija: prof. Alfredas Bumblauskas, prof. Šarūnas Liekis, doc. Grigorijus Potašenko. Vilnius: Vilniaus universiteto leidykla, 2009. 316 p. ISBN: 978-9955-33-522-1. С иллюстрациями. На обложке, как нетрудно догадаться, репродукция довольно популярной литографии русского художника Василия Садовникова, тиражированной в свое время в составе знаменитого «Виленского альбома» поляка мецената Яна Казимира Вильчинского, что символично. Сколько знаю, в сборник вошла, в частности, статья Томаса Венцловы — как понимаю, версия его статьи (с идеей, вынесенной в заглавие, согласно которой основополагающей для Вильнюсского текста является ностальгия, решительно несогласен, поскольку и ностальгия — эмоционализированная филиация более фундаментального принципа прецедентности). Что до русской Вильны, то о ней в книге, конечно, колоссальные вещи, отчасти изложенные ранее на русском там и сям как раз для того, чтобы их подвергли сомнениям и критике, но где ж ты критики в наш век нанотехнологий и твиттеров дождешься?

2 комментария:

  1. "коллега Григорий Поташенко" пишет:
    Baltarusiai Lietuvoje turi gilias istorines ir kultūrines tradicijas... XVI–XVII a. greta įtakingiausių lietuvių didikų giminių (Goštautų, Radvilų) viena po kitos iškilo ir keletas rusėniškos (baltarusiškos) kilmės didikų giminių – Chodkevičiai ir Sapiegos, kurių palikuonys XVI–XVII a. pamažu perėjo iš stačiatikybės į katalikybę...
    Ukrainiečiai Lietuvoje turi gilias istorines ir kultūrines tradicijas.... LDK didelę įtaką turėjo dvarininkai, ypač stambūs žemvaldžiai. XVIa. tarp ponų šeimų daugiausia buvo lietuvių ir baltarusių kilmės (atitinkamai 18 ir 17). Tačiau penkios šeimos buvo ukrainiečių kilmės:
    Chodkevičiai, Palubinskiai, Čartoriskiai, Zaslavskiai ir Ostrogiškiai.... еу, и т. д. Вообще же, сравнивать написанные им листки для литовского депатамента охраны культурного наследия - одно удовольствие - особенно если держать их в разных руках!

    ОтветитьУдалить
  2. Вот какое прекрасное текстологическое занятие - найди две разницы. Это листочки с сайта департамента? А в этой книжке он, кажется, что-то старообрядческое писал. Между прочим, вроде проставил здесь галочки, чтоб комменты на почту приходили. Не приходят, однако.

    ОтветитьУдалить

Vilnam sinuosis