Живешь как в лесу, а между тем, оказывается, луна полнеет, а российские власти в 1817, 1837 и 1875 годах разрабатывали планы приведения в порядок Лукишской площади.
Упаковка ветра на Лукишской площади |
Ни один из них, однако, осуществлен не был. От души хотелось бы пожелать, чтобы та же участь постигла проект реконструкции площади, о котором писалось в Дельфи чуть не с полгода тому назад, – в общепринятой среди нынешних балбесов от урбанистики манере замостить все живое, чтоб аж страшно было б подходить (вместо того, чтобы дать нынешним аллеям засориться травой, одно-другое дерево, кусты там какие-нибудь сами вырастут, была бы уютная лужайка поваляться на досуге). В 1861 году (при генерал-губернаторе В. И. Назимове; а кто был губернатором, не помню, но это-то скорее губернаторской заботой было) площадь кое-как разровняли, над оврагами перекинули мостики (Jonas Jurkštas, Rimantas Zizas. Lenino aikštė. Lietuvos TSR istorijos ir kultūros paminklų sąvadas. 1: Vilnius: Vyriausioji enciklopedijų redakcija, 1988. P. 321). Там, где по соседству были рынки с торговлей главным образом дровами (допустим, дровяной рынок) и зерном (зерновой рынок, что ли?), по ту сторону Георгиевского проспекта, то ли в 1890 году, как писали Юркштас и Зизас (но я бы им так уж безоговорочно не доверял), то ли в 1897–1899 годах, построили Дворец правосудия, где помещались Судебная палата, Окружной суд, Прокурорский надзор и тому подобные заведения (Георгиевский пр. 36).
Дворец правосудия (воон там, из-за дерева выглядывает) |
Проектировал его академик архитектуры (1885) Василий Агафонович Пруссаков (1854 – между 1918 и 1924), воспитанник Академии художеств (1871–1876), автор проектов судебных зданий во многих городах России, а на месте по его эскизам и проекту сооружали Михаил Прозоров и инженер Леонид Виннер. Освятили, между прочим, 13 октября 1899 года, а откуда извлек эти сведения, не помню, как и виленских губернаторов. К тому первоначальному зданию уже перед самой Первой мировой войной были пристроены пристройки, а тут война, а там исторические перипетии – и в здании располагались учреждения немецких оккупационных властей (1915–1918), литовской комендатура (1918), комиссариаты и ревтрибунал большевицкого правительства (1919), суды Виленского воеводства (1920–1939), Вильнюсское управление НКВД и следственная тюрьма (1940–1941), гестапо и СД, тюрьма, казарма зондеркомманды (1941–1944), подразделение НКГБ (МГБ, КГБ) Литовской ССР и следственный изолятор (1944–1991), – и еще помню то время, когда Ленин рукой своею прямо туда всем путь показывал. А рядом в 1903 году выросло здание Мариинской женской гимназия, где потом консерватория была, а ныне Литовская академия музыки и театра, здание по проекту тоже петербургского архитектора А. К. Красовского.
Башни костела Иакова и Филиппа |
С севера площадь натурально ограничивали костел Св. Иакова и Филиппа с монастырскими зданиями, с западной стороны – Торгово-промышленная палата (ага, Михаила Прозорова проект, 1903) и построенное полвека спустя, в 1956 году, по проекту Льва Казаринского, здание сперва Совета министров, а ныне Министерства иностранных дел, с восточной – жилые дом рубежа прошлого и позапрошлого веков. Ну, что в те еще годы на Лукишской площади ярмарки проходили, это известно. А где ярмарки, там и балаганы всяческие, цирк, например; тот же Прозоров проектировал деревянное, не сильно долговечное здание для такого цирка. В цирке, как положено, между представлениями революционные трудящиеся свои революционные митинги устраивали.
Упаковка ветра с дитем на груди |
По соседству где-то тут были какие-то кожевенные фабрики, кожевники то и дело бастовали и тут же на площади тоже митинги устраивали. А в перерыве между митингами в цирке шли цирковые представления, их солидные люди посещали, например, губернатор Виктор фон Валь. Вот он в мае 1902 года, еще до 1905 года далеко, а поди ж ты, выходил из цирка, а тут к нему революционный человек подскочил и выстрелом из револьвера в упор попал в левую руку. Губернатор повернулся, и революционный человек попал ему в правую ногу. Губернатор пошатнулся, чины полиции и публика повалили стрелявшего на землю, тот еще раз успел выстрелить в воздух, пока его обезоружили, и оказался при дознании мещанином Ковенской губернии Гиршем Лекертом. Если он в самом деле был ковенским, так это только подтверждает старые мои подозрения, что от ковенских нам, виленчанам, только беспокойства и неприятности (для уроженца Эйшишек это ответственное заявление).
Упаковка ветра |
Потом в 1940–1941 и 1944–1952 годах Лукишская площадь называлась площадью Советской. А дальше уж дело известное: радикальная реконструкция по проекту ленинградского архитектора Владисловаса Микучяниса (1913—2000), статуя Ленина (отлитая в 1952 копия статуи 1940 года для Воронежа, работы Николая Томского) высотой в 3,70 м, на постаменте высотой 7,35 м, облицованном камнем, стыренным коммунистами с памятника князю Щербатову на Евфросиниевском кладбище, а ныне, ясное дело, ни статуи, ни постамента, статуя в Грутасе, и куда делась облицовка в независимой Литовской Республики, остается только гадать.
С тех пор ни ярмарок, ни митингов на Лукишской площади не происходит, только в сезон, между маем и сентябрем, через понедельник – burbuliatorius и упаковка ветра (подробности и свежие новости у тех, кто это затеял), об этом 24-м бурбуляторе с симпатичной датой 08.08 уже написал в одном месте, но запал еще не прошел, да и фотографии, какие бы там они ни были, не все еще опубликовал, а сколько ж можно их хранить на карточке или, тем более, на диске, чай не резиновые. В отличие от интернетов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий